О школе
Современная школа, которая очень многое сделала для развития образования в селе, расположена на уникальной лесной поляне, окруженной сосновым лесом, в километре от самого села. Нередко внимание уроков могут отвлекать резвящиеся на соснах красно-серые белки, завезенные сюда в начале 80-х годов прошлого столетия, часто мелькающие в кустах зайцы, а изредка лисы и куницы, кабаны и барсуки, погоняющее в лесную чащу свои семейства по склонам гор, хотя и редко, но, воровато и очень осторожно крадущийся волк. Но самое прекрасное - это утреннее пение птиц, сопровождающее учеников в школу. Немало успехов и у учащихся, среди которых есть не только победители и призеры районных олимпиад и конкурсов, но и республиканских.
История школы
Ликвидация безграмотности в селении началось в 1929 году, первыми учителями, которые обучали население чтению и письму были игалинец Ахмедханов Гучай, Магомед из селения Хариколо, Жалил из селения Накитль, Гимбат из Ахалчи. В 1932 году была открыта начальная школа. Первыми учителями начальной школы были Магомедов Газали и Абдулбасир из селения Батлаич Хунзахского района (до 1933 года село Игали входило в состав Хунзахского района, с 1933 по 1959 годы находились в Унцукульском районе, в 1960-1966 годах – в составе Ботлихского района, затем 1 год входили в Гергебльский район, а с 1968 года вошли в Гумбетовский район). Обучение в школе до 1938 года велось на латинском алфавите, а в 1938 перешли на русский алфавит. До 1970 года в школе проработали 33 учителя из Хунзахского, Унцукульского, Гунибского и Гумбетовского районов. Работали в школе и русские учителя Антонина, Любовь, Екатерина и Валентина (фамилии их сейчас не помнит никто, да и звали их по проcтому: Аня, Люба, Катя, Валя). В послевоенные годы в Унцукульский район по направлению были присланы семеро девушек из Курской области, которые обучали русскому языку детей в разных селах района. Валентина из города Балаково Саратовской области была замужем за Хадисил Сайгидухума, у них была дочь, но впоследствии они расстались, и Валентина с дочкой уехала на родину. Более долгие годы своей жизни отдали обучению цанатлинских детей Касумова Хадижат из селения Согратль и Мухумаева Зайнаб из селения Обода, которые свои жизни связали с судьбами цанатлинцев и очень многое сделали для становления школы. Хадижат вышла замуж за Хайбулу, а Зайнаб за Гажиясулава. Они оба являлись сыновьями Хайбулаева Шайхмагомеда, закадычного друга Махмуда из Кахабросо. Сын Мухумаевой Зайнаб- Шайхмагомедов Шамиль пошел по стопам матери и работает учителем.
В 1976 году, после окончания Буйнакского педучилища, в школу пришел первый учитель - цанатлинец Гаджидадаев Сулайман, затем и Гусенов Асадали, которые проработали в начальной школе до 1991 года.
Школа до 1991 года располагалась в частном доме. Хозяин дома Гаджиев Чупалав (Мирзабегил) в свое время попал под репрессивную политику государства и был с семьей раскулачен.
До 1970 года в селении не было ни одного человека даже со средним образованием. В 1968 году в Дербентское культпросветучилище поступил Патахов Магомеднаби, затем Гасанов Магомед поступил в Дербентский техникум водного хозяйства, а Абдулзагиров Малачи поступил в морское училище.
Первым в институт из селения поступил Мутаилов Саидбег- отличник народного просвещения, Почетный работник общего образования РФ, заслуженный учитель Дагестана, с 1998 года работает директором Цанатлинской ООШ. В 1991 и в 1996 годах Саидбег становился призером конкурса «Учитель года Дагестана», а в 2011 году стал победителем Всероссийского конкурса «Мой лучший урок». В настоящее время из сельчан высшее образование имеют 21 человек, 32 человек имеют среднее специальное образование, а 16 юношей и девушек учатся в ВУЗах или техникумах.
Дорогу женскому образованию проложила Магомедова Аминат, первая женщина, которая поступила в сельскохозяйственный техникум и после его окончания работала бригадиром в колхозе. В настоящее время среднее специальное или высшее образование имеют 11 женщин, а девять девушек учатся в техникумах или ВУЗах республики. Первая цанатлинка, которая получила высшее образование - Магомедова Мадина – призер конкурса «Учитель года района 2009», работает учителем русского языка и литературы в Махачкале. В разные годы призерами этого же конкурса становились Магомедалиев Абдула, Магомедов Гусен, Мутаиломов Мухтар. Учитель родного языка Саадулаев Ахмед, победитель районного конкурса, стал лучшим учителем Дагестана родного языка 2012 г. в номинации «Аварский язык». Учительница начальных классов Алиева Асият стала призером республиканского конкурса «Самый классный классный 2014 г.»
До 1991 года в селении была начальная школа, которая в том году была реорганизована в неполную среднюю школу, благодаря стараниям Мутаиломова Сайгидгусена- заслуженного учителя Дагестана, который практически и достроил с коллективом учителей новое здание школы. Сайгидгусен в 1980 году поступил в Ивановский Государственный университет, после учебы работал учителем в селении Читль, учителем математики в Мехельтинской неполной средней школе, затем работал первым секретарем Гумбетовского райкома комсомола. С 1991 по 1998 годы работал директором Цанатлинской НСШ, откуда был переведен сначала заведующим Гумбетовского ОНО, затем и начальником Районного Управления Образования. В настоящее время работает начальником отдела в Министерстве Труда и Социального Развития РД.
Образование и формы обучения
Очная форма обучения
Эта форма обучения сейчас самая распространённая. Она заключается в том, ребёнок каждый день ходит в школу, и все предметы без исключения изучает в школе.
Семейное образование
Эта форма образования относится к заочной. Она заключается в том, что ребёнок под контролем родителей, репетиторов или самостоятельно изучает все школьные предметы, при этом в школу приходит только в конце четверти или полугодия, для того чтобы сдавать зачёты. Чтобы перейти на эту форму обучения, нужно написать об этом заявление в школу и в отдел Министерства Образования. После этого Вы договариваетесь с администрацией любой школы о сроках сдачи аттестации. Важно знать, что при семейном образовании ребёнок не входит в состав учеников школы. Если ученик не сможет пройти аттестацию (получит «2»), то школа может потребовать возвращение ребёнка на очную форму обучения.
Программа развития
Программа развития МКОУ "Цанатлинская ООШ " на 2021 - 2025 годы.
Цель программы: создание условий для комплексного развития образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития Щучанского района.
Задачи программы:
1. Повышение доступности качественного общего образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики района, современным потребностям населения района.
2. Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей и молодежи.
3. Создание необходимых условий отдыха и оздоровления детей в каникулярное время.
4. Обеспечение реализации подпрограмм и основных мероприятий программы «Программа развития на 2021-2025 годы» в соответствии с установленными сроками и этапами.
5. Эффективное функционирование системы поиска и создание условий для самореализации, поддержки и развития способности одаренных детей.
6. Определение основ взаимоотношений и нравственных принципов поведения для всех участников образовательных отношений.
7. Установление основ регламентации поведения участников образовательных отношений в сложных этических ситуациях.
8. Обеспечение осознания участниками образовательных отношений их персональной ответственности за исполнение своих обязанностей и роли в реализации миссии образовательного учреждения.
Сроки и этапы реализации программы: Программа реализуется в период с 2021 по 2025 год.
Конечные результаты программы
1. Рост доли детей, охваченных дополнительными образовательными программами, в общей численности детей - 100% в 2025 году.
2. Удельный вес численности обучающихся по дополнительным образовательным программам, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по дополнительным образовательным программам - 100% в 2025 году.
3. Увеличение доли педагогических работников, повысивших квалификацию, от общего числа педагогических работников, до - 100% в 2025 году.
4. Уровень ежегодного достижения показателей программы и ее подпрограмм - 95% в 2025 году.
5. Доля детей, охваченных системой отдыха и оздоровления детей в каникулярное время - 70% к 2025 году.
6. Увеличение числа победителей и призеров всероссийских конкурсов, конференций, проведенных в рамках подпрограммы